Серьезно пострадал из-за этого и публичный образ актрисы, которую привыкли считать этакой высокомерной эстетствующей балагуршей, не щадящей ради красного словца ближнего своего. А ведь Раневская была трепетной и тонкой натурой, тяжело переживавшей свои (чаще даже мнимые) неудачи и с преувеличенным восторгом относившейся к кумирам. Например, Станиславского, которого она видела вне театрального антуража всего лишь один раз в жизни она всерьез считала своим учителем. А встретив в молодости великую Ольгу Садовскую (Статья 33 ГК РФ - Попечительство), она изрядно насмешила её своими путаными подобострастными высказываниями и категорически нежеланием сидеть в ее присутствии.
Об этом курьезном случае рассказано в мемуарах, самой актрисы, представленных на выставке. Фаина Раневская. Выставлены на экспозиции и артефакты, свидетельствующие о покровительстве Раневской молодым талантливым актерам. Среди них — рукописная страница дневника, посвященная Марине Нееловой. Фаина Гергиевна восхищается «инфантильно-трагическим» даром Нееловой, с досадой пишет о ее промахах и горько сетует, что не может стать ее наставницей, хотя горячо желает этого. Трудно поверить, что эти заметки Раневская сделала уже в начале 80-х — буквально за два года до собственной смерти! Вот вам и «неприступная царственная матрона», каковой ее привык воспринимать обыватель...
Разумеется, на выставке никак нельзя было обойтись без свидетельств, посвященных литературному окружению Фаины Раневской. Все знают, что она дружила с Анной Ахматовой, и в музее Бахрушина, помимо редких фотографий поэтессы, можно увидеть знаменитый ташкентский томик стихов с дарственной надписью.
|